проверяемости эмпирической критерий

проверяемости эмпирической критерий
        ПРОВЕРЯЕМОСТИ ЭМПИРИЧЕСКОЙ КРИТЕРИЙ — рассмотрение П. э. в качестве критерия подлинности научного знания, его плодотворности и конструктивности стало одной из центральных тем методологической концепции науки в 20 в., считавшей важнейшей проблемой методологии демаркацию науки и «метафизики» (см.: Элиминации метафизики принцип). Наиболее четкая формулировка подобной позиции имела место в доктрине логического позитивизма, а также в концепции Поппера. Обе эти концепции оказали очень сильное воздействие на всю западную философию науки, и узость самого критерия П. э. в том виде, в каком ее понимали в этих концепциях, стала очевидной для методологической мысли только во второй половине 20 в.
        Логические позитивисты Венского кружка сформулировали принцип П. э. в качестве критерия познавательного значения (научной осмысленности, научной рациональности) утверждений. Первоначально идея П. э. была сформулирована в Венском кружке в качестве принципа строгой верифицируемости научных утверждений. Однако ввиду его явного несоответствия открытости, неограниченной общности законов науки, он был вскоре заменен принципом частичной верифицируемости, или подтверждаемости. Но и этот ослабленный вариант верификационизма очевидно не соответствовал действительному характеру научного знания. Отправная идея, лежащая в основе принципа П. э., выдвинутого логическим позитивизмом, состояла в том, что условия истинности любого осмысленного утверждения о действительности четко и однозначно можно представить в виде множества непосредственно эмпирически проверяемых утверждений. Однако эта идея применима, в лучшем случае, к обобщению эмпирических наблюдений, но она никоим образом не срабатывает в ситуации соотношения теории и эмпирии, когда, по существу, мы сталкиваемся не с П. э. в точном смысле этого термина, а с согласованием трех не сводимых друг к другу основных компонентов структуры научного знания — эмпирического базиса, «интерпретативной системы», устанавливающей эмпирическую интерпретацию теории, и системы самой этой теории. Подтверждение, в весьма условном смысле, согласования этих трех компонентов может получать не одна, а несколько конкурирующих теорий, для оценки приемлемости которых следует привлекать дополнительные критерии (см. Научно-исследовательские программы, Оправдание теории, Эмпирическое и теоретическое).
        С аналогичными трудностями сталкивается и фальсификационистский вариант идеи П. э. Понятие «фальсифицируемости» в качестве П. э. к. научных теорий и гипотез выдвинул в 30-е гг. Поппер. В отличие от логических позитивистов, Поппер не отрицал осмысленности «метафизики», а ее порочность усматривал в ее догматичности, противопоставляя как ей, так и псевдонаучным концепциям, претендующим на роль науки, подлинную науку как открытую систему, способную к самокритичному развитию путем критического пересмотра своих утверждений, если в их рамки не укладываются получаемые данные. В качестве критерия демаркации подлинной науки от догматических систем Поппер и формулирует критерий возможной фальсификации, фальсифицируемое™. При этом он отнюдь не отрицает значение подтверждаемое™ научных положений в процессе П. э. к. Однако он выдвигает требование «рискованного подтверждения», т.е. подтверждения путем сопоставления только с такими опытными данными, которые способны опровергнуть соответствующие утверждения. Но и этот вариант критерия эмпирической проверяемости не может служить удовлетворительным решением проблемы. Отказавшись от ригоризма своего примитивного фальсификационизма, запрещавшего любые модификации теорий и гипотез для их «спасения» при столкновении с контрпримерами, Поппер вынужден был принять гораздо более сложную модель оценки приемлемости научных концепций, которая получила впоследствии свое развернутое выражение в идее «прогрессивного сдвига проблем» уЛакатоса (см. Сдвиг проблем).
        В общем, так же, как подтверждение теории или гипотезы отдельными эмпирическими ситуациями еще не является окончательным свидетельством в пользу этой теории или гипотезы, которые могут быть отброшены в пользу другой, более простой, более информативной теории или гипотезы, обладающей большими объяснительно-предсказательными возможностями, так и несоответствие какой-либо теории или гипотезы отдельным эмпирическим данным нельзя рассматривать как основание для окончательного и безоговорочного ее отбрасывания. В случае отказа от теории или гипотезы окончательный приговор выносится только после того, как обнаружилась бесплодность попыток удовлетворительно модифицировать теорию с целью устранить ее несоответствие фактам; после того как эти модификации приводят ко все большему искусственному усложнению аппарата теории, появлению большого количества объяснений ad hoc; после того как выявляются все новые противоречия с данными опыта, и, наконец, после того как появилась новая теория, более удачно объясняющая данные опыта и открывающая большие перспективы дальнейшего исследования. Все это убедительно демонстрирует несостоятельность примитивных вариантов идеи П. э. Соответствие или несоответствие научных концепций эмпирическим данным является, конечно, необходимым условием их оценки, однако оно должно рассматриваться в контексте целого ряда других факторов, выявляемых в процессе методологического анализа ситуации.
        B.C. Швырёв

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "проверяемости эмпирической критерий" в других словарях:

  • КАРНАП — (Саrnар) Рудольф (1891 1970) аналитический философ и логик, один из лидеров Венского кружка, ведущий представитель логического позитивизма. Приват доцент Венского (1926 1931), проф. Германского (Прага, 1931 1935) ун тов; после эмиграции в США… …   Философская энциклопедия

  • ИСТИНА — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или просто И.), если она соответствует своему предмету, т.е. представляет его таким, каков он есть на самом деле. Соответственно, ложной… …   Философская энциклопедия

  • ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД — метод научного познания и рассуждения, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез и др. посылок, истинностное значение которых неизвестно. Поскольку в дедуктивном рассуждении значение истинности переносится на заключение, а… …   Философская энциклопедия

  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ —         течение неопозитивизма, возникшее в 20 х гг. 20 в. на основе Венского кружка (Р. Карнан, О. Нейрат, Ф. Франк, Г. Фейгль, X. Рейхенбах и др.). Л. п. выступает как преемник позитивистской субъективно идеалистич. традиции, идущей от Беркли,… …   Философская энциклопедия

  • ДЕМАРКАЦИИ ПРОБЛЕМА — (от фр. demarcation разграничение) традиционная филос. проблема нахождения критерия, позволяющего отличить и отделить знание от мнения или веры, науку от псевдонауки, эмпирические науки от формальных наук и от метафизики. «Проблему нахождения… …   Философская энциклопедия

  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ — Гносеология (от греч. gno sis знание, logos слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme знание) раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия… …   Философская энциклопедия

  • Индукция (в логике) — Индукция (греч. epagoge, лат. inductio ‒ наведение), вид обобщений, связанных с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных прошлого опыта. Именно поэтому и говорят об эмпирических, или индуктивных, обобщениях, или об… …   Большая советская энциклопедия

  • Индукция — I (греч. hypothesis основание, предположение, от hypó под, внизу и thésis положение)         то, что лежит в основе, причина или сущность. Например, «атомы» Демокрита, «идеи» Платона, «перводвигатель» Аристотеля. В современном словоупотреблении Г …   Большая советская энциклопедия

  • демаркации проблема —         ДЕМАРКАЦИИ ПРОБЛЕМА (от фр. demarcation разграничение) попытка определения области научного знания с помощью указания точных критериев научной рациональности. По утверждению К. Поппера, Д. п. это поиск критерия, «который дал бы нам в руки …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ИДЕАЛИЗМ — (от греч. idea образ, идея) филос. система или доктрина, фундаментальным интерпретативным принципом которой является идея, в частности идеал. Обычно И. истолковывается как альтернатива материализму. Если материализм подчеркивает пространственное …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»